Эти медики по долгу свой специальности сталкиваются с самыми печальными последствиями человеческого бытия. Скажем, вышли вы за хлебом, всего-то дорогу перейти до ближайшей булочной. Вдруг – бац, визг тормозов, крики прохожих, и ваше тело уже на цинковом столе в холодном помещении под скучающим взглядом эскулапа. Или случай другой. Пьете вы газировку. «Тархун» там какой-нибудь, «Спрайт» или «Буратино». Ну любите вы это дело. Вдруг – бац, и вы уже проходите химиотерапию под скучающим взором другого эскулапа. Невинный напиток приводит к болезни, сродни смертному приговору. Кто бы мог подумать?
Рассказывают, что медики давно предполагали, мол, газировка с сахаром способствует развитию рака поджелудочной железы. А недавно ученые Каролинского института опубликовали данные, подтверждающие гипотезу. У любителей газировок, выпивающих не менее пяти стаканов сладкой шипучки в день, а это 250-300 мл, риск развития рака был в два раза выше, чем у не потребляющих такой напиток. Кстати, рискуют и те, кто выпивает всего два стакана в день. К таким серьезным выводам ученые пришли, наблюдая в течение семи лет за 75 тыс. человек.
Версия о том, что разные газировки могут увеличивать риск развития рака пищевода, высказывалась и раньше. Например, два года назад с таким заявлением выступили индийские врачи. Они обратили внимание на тот факт, что за последние 50 лет в США потребление газировок выросло в пять раз, а заболеваемость раком пищевода – в шесть раз. Похожая зависимость между этими напитками и болезнью выявлена была также в Великобритании и Австралии, где так называемые шипучки тоже весьма популярны.
«Злокачественный» эффект напитков объясняют следующим образом. Сахар из «жидких леденцов», так в США называют газировку, очень быстро всасывается, и его содержание в крови резко повышается. В ответ поджелудочная железа выбрасывает много инсулина и близкого к нему гормона – так называемого фактора роста, который и стимулирует рост раковых клеток.
С подобными механизмами связывают развитие еще двух болезней цивилизации – ожирения и сахарного диабета. Высокий сахар в крови идет на синтез жиров, а избыточный инсулин стимулирует этот процесс, что приводит к сахарному диабету.
Но и это еще не все. По данным Гарвардского медицинского центра, среди 14-летних девочек регулярно пьющих колу, вероятность переломов и проблем, связанных с формированием костей, в пять раз выше. Причина: только в колах в качестве консерванта используют ортофосфорную кислоту, а она уменьшает содержание кальция в костях, делая их более хрупкими.
Но чаще всего те, кто обожает сладкие газировки, страдают от ГЭРБ – гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Проще говоря, от отрыжки и изжоги. Газы, которые выделяются той же колой в желудке, рвутся на свободу. А вместе с ними и кислый желудочный сок, раздражающий пищевод, вызывающий изжогу, а потом и воспаление. ГЭРБ нередко переходит в так называемый пищевод Барретта – болезнь, которая может закончиться раком пищевода. К такому заключению приходит известный гастроэнтеролог Виктор Спахов.
Последние шесть лет медики серьезно занимаются изучением влияния негативных эффектов сладких газированных напитков на организм человека. За это время на них «накопили» немало компромата. Но одно дело – медицина, и совсем другое – судебная практика и интересы крупного бизнеса. Вина последнего – не в производстве сладких газировок, а в методах рекламы. Производители сделали колу едва ли не главным напитком для детей и молодежи. Пить ее можно, но редко.
Подготовил Николай Сиряк.
